Разновидности поролоновых рыбок
Прошло уже не менее десяти лет с того момента, когда спиннингисты центральной России наряду с традиционными блеснами стали использовать поролоновых рыбок. Сначала на них ловили отдельные энтузиасты, потом, благодаря очевидным достоинствам этих простых и весьма эффективных приманок, число их поклонников стало заметно увеличиваться от сезона к сезону.
Теперь же лавинообразный рост популярности поролоновых рыбок прекратился — они заняли в общем ряду спиннинговых приманок то место, которое, повидимому, и должно им принадлежать. Многие первопроходцы "поролоновой ловли", в том числе и хорошо известный столичным рыболовам Александр Иванович Кузнецов, несколько охладели к поролоновой рыбке и сейчас больше используют другие приманки. Да и в моих уловах за минувший сезон доля рыбы, пойманной "на поролон", составляет 30-35%, что также несколько меньше, чем прежде.
Рыболовы, которые ловят или пытаются ловить на "рыбку", имеют различный уровень подготовки — одни сами могли бы выступить в роли наставника для новичка, другие только открывают для себя эту приманку. Когда заходит разговор о поролоновой рыбке, приходится слышать множество вопросов — от самых тривиальных до таких, ответить на которые я не берусь, хотя мой стаж ловли "на поролон" составляет полтора десятка лет. Это можно считать показателем неослабевающего и разностороннего интереса к поролоновой рыбке.
В эволюции любой спиннинговой приманки прослеживается одна тенденция: сначала появляется некий базовый вариант, а потом на его основе создаются разнообразные модификации. Например, простейший твистер (в виде вопросительного знака) послужил прототипом более сложных приманок этого типа — с двумя или более хвостиками.
Что-то подобное происходит сейчас и с поролоновой рыбкой. Если сравнить рыбок, используемых на разных водоемах или даже на одном водоеме, но разными спиннингистами, то выяснится, что они имеют немало отличий. Порой эти отличия диктуются всего лишь личным вкусом — я, например, никогда не окрашиваю рыбок, а мой знакомый В. окрашивает; при этом он соглашается, что окраска не имеет никакого значения, и делает это только из эстетических соображений. Гораздо большее влияние на результат ловли оказывает оснастка поролоновых рыбок: соотношение веса грузика и размера рыбки, количество и расположение крючков и т.п.
Мы ограничимся рассмотрением только трех видов рыбок, которых, на мой взгляд, вполне достаточно для того, чтобы ловить судака и щуку везде, кроме очень мелкого заросшего мелководья — там вообще не принято ловить на поролоновых рыбок.
Итак, первая рыбка, назовем ее "рыбка-разведчик" ("Scout minnow"), ближе всего к наиболее распространенному типу поролоновой рыбки: она состоит из поролонового тела с расположенным примерно посередине двойником и грузика-головки, соединенного с телом при помощи заводного колечка. Вторая отличается от нее тем, что вместо двойника она несет в себе два тройника — один из них смещен ближе к грузику, другой — к хвосту. Эту разновидность рыбки с некоторых пор я использую как основную, или "штатную" ("Regular minnow"). Третья рыбка ("Long cast minnow") сильно отличается от первых двух: ее грузик размещается не в головной части, а в хвосте приманки. Она предназначена для дальних забросов; кроме того, она удобнее штатной рыбки, если приходится ловить в относительно мелком месте.
Когда я всерьез увлекся ловлей на поролоновую рыбку, то, как и все остальные, стал ловить на рыбок, оснащенных одним двойным крючком. Идея добавить приманке "крючкового вооружения" возникала всякий раз, когда хищник не засекался при поклевке или сходил во время вываживания. Но дальше изготовления одной-двух рыбок с большим количеством крючков (которых я очень быстро оставлял на подводных камнях) дело сначала не шло. Да и опыт других поклонников ловли "на поролон" пресекал инициативу. Так, по словам одного из них, после многократных пустых хваток (рыба явно брала рыбку спереди за груз) он стал впаивать в грузик крючок, но из десятка пойманных после этого судаков лишь один попался на этот дополнительный крючок, а количество пустых поклевок не уменьшилось. Если же говорить о хватках хищника сзади, то считается, что задняя часть рыбки сминается при поклевке, и рыба все равно достает до двойника.
И все же после одной рыбалки, когда на две результативные поклевки пришлось одиннадцать (!) пустых, я изготовил не менее дюжины рыбок с двумя тройниками. Первый же опыт их массированного применения был однозначно положительным: соотношение пойманных "хвостов" к пустым поклевкам уже было в пользу первых. И теперь большинство моих рыбок относится к этому типу.
Что же касается "рыбки-скаута" (т.е. с одним двойником), то ее сфера применения теперь ограничена ловлей в незнакомых местах и активным поиском рыбы, когда приходится много перемещаться в поисках стоянки хищника — как бы вести разведку. Отсюда и название этой рыбки.
Первая ваша реакция на рыбку с двумя тройниками, думается, будет скептической: во-первых, на нее можно ожидать меньшего числа поклевок — лишние крючки способны насторожить рыбу; во-вторых, резко возрастет число зацепов.
Честно говоря, до того как я присвоил двухтройниковой рыбке статус "штатной", то есть той, на которую надлежит ловить чаще всего, у меня было против нее предубеждение того же рода. Теперь я жалею, что не ловил на такую рыбку раньше: сколько судаков и щук из тех, что до сих пор плавают в Оке, познакомились бы со сковородкой!
В том, что хищник берет рыбку с двумя тройниками ничуть не хуже, я неоднократно убеждался, когда ловил на нее одновременно со своим приятелем, который использовал рыбку с одним двойником. Поклевок у меня было не меньше.
Если моя штатная рыбка и цеплялась, то ненамного чаще, чем облегченная рыбка- разведчик. Вообще, на течении направленный вверх одинарный (как у твистера или виброхвоста) или двойной (как рыбки-разведчика) крючок не спасает от зацепов, поскольку едва рыбка касается дна, поток воды начинает ее "кантовать", и крючок все равно цепляется, если есть за что зацепиться... Избежать же чреватого зацепами волочения рыбки по дну далеко не всегда удается, так как из-за течения и ветра трудно бывает заметить момент касания дна приманкой.
Рыбка-разведччик больше подходит для своей роли главным образом не потому, что меньше подвержена зацепам, а потому, что обходится дешевле. Ведь именно при обследовании незнакомого места чаще всего приходится иметь дело с неприятными сюрпризами в виде камней, коряг или стальных тросов.
Все эти подводные "минотавры" ненасытно требуют жертв. В этом качестве облегченная рыбка-скаут предпочтительней — ее утрата нанесет меньший урон вашему кошельку.
Общие же потери поролоновых рыбок за сезон при активном применении могут исчисляться астрономическими цифрами. Перед началом минувшего сезона в моем арсенале насчитывалось более сотни рыбок — казалось, такого количества должно хватить с избытком. Однако вскоре я осознал, что мои оценки были слишком оптимистичными: уже к концу июля "боекомплект" был почти полностью "съеден", и пришлось снова браться за ножницы и клей.
Впрочем, здесь не стоит акцентировать внимание на потерях — ведь применительно к поролоновой рыбке они носят плановый характер. Для сравнения: несколько десятков оторванных рыбок обернутся для вас примерно теми же убытками, что и утрата одного воблера "Rapala".
Последняя из трех разновидностей поролоновой рыбки благодаря особой траектории движения в воде вообще менее склонна цепляться за донные камни. В данном случае это достоинство не является самоцелью — это лишь побочное следствие положения грузика в задней части приманки. Главное в этой рыбке то, что при прочих равных условиях (одинаковый вес груза и размеры поролонового тела) ее можно забросить на 10-15 метров дальше, чем рыбку обычную, с грузом-головкой. Действительно, для любой спиннинговой приманки справедливо правило: чем ближе к ее концу смещен центр тяжести, тем более дальним получается заброс.
Другая особенность приманок с задним грузом: при подтягивании они имеют тенденцию быстро подниматься к поверхности. Это свойство используется, в частности, в бороздящих блеснах, на которые ловят жереха. Для поролоновой рыбки задняя подгрузка выражается в более крутом отрыве ото дна при начале подмотки (рис. 1). Именно по этой причине дальнобойная рыбка не так подвержена зацепам. Общая закономерность, когда, создавая новую приманку, получаешь по сравнению со старой преимущество в чем-то одном, но проигрываешь в другом, для рыбки "лонг каст", к счастью, не выполняется. К двум отмеченным достоинствам здесь добавляется и третье — возможность ловить судака на мели. Известно, что большая часть поклевок судака, когда его ловят ступенчатой проводкой, происходит в момент паузы, то есть при опускании приманки. Летом судак часто выходит на глубину 1,5-2 метра. На мелком месте штатная рыбка касается дна почти сразу же после остановки подмотки. Чтобы как-то продлить провоцирующую поклевку паузу (от остановки подмотки до падения на дно) можно облегчить грузик, однако это резко укоротит заброс. Вот тут-то и проявляется со всей очевидностью третье преимущество дальнобойной рыбки, которая несколькими оборотами катушки выводится почти на поверхность, а затем достаточно долго опускается вниз.
Несмотря на успехи в погоне за тремя зайцами (дальний заброс, малое число зацепов и возможность ловли на мели), рыбка "лонг каст" все-таки относится к приманкам специального назначения, и я не рекомендую применять ее повсеместно. Она менее пригодна для ловли на больших глубинах и сильном течении. Да и число поклевок на дальнобойную рыбку заметно меньше. Оптимальное, на мой взгляд, соотношение рыбок трех типов в их полном комплекте таково: штатные — 60%, разведчики — 25%, дальнобойные — 15%.